Транспортно-логистические активы
Транспортно-логистический комплекс Компании
Cобственный морской флот
- 6 судов усиленного ледового класса
Cобственный речной флот
- 555 единиц техники
- 163 единицы самоходных судов
- 392 единицы несамоходных судов
Собственный железнодорожный парк
- 118 единиц фитинговых платформ
- 1 маневровый локомобиль
- 1 электровоз «Ермак»
- 1 тепловоз 2М62
Эксплуатируемый авиапарк
- 31 воздушное судно
- 16 вертолетов (эксплуатант АО «Норильск Авиа»)
- 15 самолетов (эксплуатант АО «АК «НордСтар» (ранее — Московский филиал ОАО «Авиакомпания «Таймыр»)
Кроме того, в состав транспортно-логистического комплекса Компании входят портовые терминалы в Мурманске, Дудинке, Красноярске и Лесосибирске, а также аэропорт Норильска.
ПАО «ГМК «Норильский никель» владеет уникальным арктическим транспортным флотом, состоящим из пяти контейнеровозов типа «Норильский никель» и танкера «Енисей» усиленного ледового класса (ARC 7, по классификации PMPC). Технические возможности судов позволяют преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов.
Сухогрузный флот Компании обеспечивает круглогодичное сообщение между морскими портами Дудинка, Мурманск, Архангельск, Роттердам и Гамбург, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях. В 2016 г. было выполнено 69 рейсов из Дудинки (в 2015 г. — 63), в том числе 11 прямых рейсов в порты Европы.
Танкер «Енисей» обеспечивает вывоз на экспорт в порты Европы газового конденсата с разрабатываемого Пеляткинского газоконденсатного месторождения, выполняет коммерческие рейсы в других направлениях.
В 2016 г. общий водный грузооборот порта Дудинка (Заполярный транспортный филиал) составил 3,9 млн т (2015 — 3,7 млн т), из которых 1,2 млн т пришлось на перевозки по Северному морскому пути и более 2,7 млн т — по реке Енисей.
Водный грузооборот перегрузочного терминала Компании в Мурманске (Мурманский транспортный филиал) составил 926,3 тыс. т (2015 г. — 777,8 тыс. т), обработано 139 судов (2015 г. — 127 судов), в том числе 91 судно на каботажных рейсах (2015 г. — 80), 48 судов — на экспортных/импортных рейсах (2015 г. — 47).
Перевозка собственным подвижным железнодорожным составом — 456,7 тыс. т (2015 г. — 337,7 тыс. т). За отчетный период на терминале было обработано 12,8 тыс. вагонов (2015 г. — 9,8 тыс. вагонов) и 10,9 тыс. единиц автотранспорта (2015 г. — 7,4 тыс. единиц).
В 2016 г. Компания продала ОАО «Архангельский морской торговый порт» (под контролем Компании было 74,78% акций). Продажа проведена в соответствии с принятой стратегией Компании, которая предполагает поэтапный выход из непрофильных активов.
В то же время «Норникель» перераспределял грузопоток в пользу нового перегрузочного терминала в Мурманске с целью снижения операционных затрат на перевалку.
В 2016 г. начался основной этап реконструкции аэропорта в Норильске. На основании поручения Президента Российской Федерации в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)» предусмотрено проведение реконструкции аэропортового комплекса и ремонта объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта Норильска. Основной задачей является восстановление взлетно-посадочной полосы и перрона аэропорта. Реализация проекта осуществляется в рамках государственно-частного партнерства, закрепленного соглашением между ПАО «ГМК «Норильский никель» и Росавиацией на период 2014–2018 гг. На реализацию проектов реконструкции утверждено финансирование в следующих объемах: федеральный бюджет — 9 млрд руб. и ПАО «ГМК «Норильский никель» — 3 млрд руб.
В 2016 г. был реализован первый этап реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) длиной 720 м, что позволило сохранить привычный объем пассажиропотока при эксплуатации воздушных судов типа Boeing-737 и его аналогов по всем направлениям без ограничений в период с 3 июня (начало строительно-монтажных работ) по 15 сентября 2016 г. (ввод в эксплуатацию всей ВПП).
В летний период 2017–2018 гг. для сохранения авиасообщения Норильска будет обеспечена возможность использования воздушных судов малой авиации. Кроме того, в 2017 г. планируется приступить к реализации второго проекта — реконструкции перрона аэропорта.
АО «Норильск Авиа» обслуживает производственную и социальную жизнь Норильского промышленного и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального районов. Компания обеспечивает воздушные перевозки:
- для производственной деятельности предприятий Группы «Норильский никель»;
- для срочных санитарных полетов, а также поисково-спасательных операций;
- для перевозок пассажиров на местных воздушных линиях.
АО «АК «НордСтар» — это динамично развивающийся авиационный проект, существующий с 17 декабря 2008 г., когда по решению совета директоров ОАО «Авиакомпания «Таймыр» (доля владения ПАО «ГМК «Норильский никель» — 100%) был создан Московский филиал ОАО «Авиакомпания «Таймыр» и вместе с ним торговая марка «Авиакомпания NordStar». Парк авиакомпании состоит из 15 воздушных судов (девять Boeing 737–800, один Boeing 737–300 и пять ATR 42–500). Ежегодно АО «АК «НордСтар» подтверждает статус одного из крупнейших перевозчиков не только Сибирского федерального округа, но и России в целом, с пассажирооборотом, превышающим 1 млн человек в год. На сегодняшний день география полетов авиакомпании охватывает более 30 городов по всей России и в странах СНГ. Из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов ежегодно выполняются сезонные программы чартерных рейсов.
В апреле 2016 г. было продано 100% акций ЗАО «Нордавиа». Авиакомпания продолжает осуществлять свою деятельность, в том числе в Мурманской и Архангельской областях.